Человек зеркало. Парфюмер Патрика Зюскинда

Это не запоздалая рецензия на Парфюмера Зюскинда.Это статья посвещенная в большей мере традиции маркиза д. Сада которую в литературе продолжает Зюскинд.

Зюскинд продолжает традицию д. Сада, который считал мораль враньем. В сознании Парфюмера отсутствует этический дуализм добра и зла. Все его ментальные функции подчинены одной цели. Поиску и созданию новых ароматов. Убитые им девушки не более чем ингредиенты для его опытов. Все что его интересует - «сенсация» в буквальном значении этого слова. Запах не может быть моральным или аморальным - он просто есть. Именно в этом внеморальном измерении существует Парфюмер.

Здесь можно вспомнить Набокова. Его герой из романа «Отчаяние» совершивший убийство ради искусства будто нечаянно оговаривается – «..Не смотря на карикатурное сходство с Раскольниковым…», - тем самым контаминируя героя совершившего убийство из этических побуждений с убийцей который жертвует этическим в пользу эстетической оправданности преступлений.

Герои Набокова привносят доводы вовсе не для того чтоб заговорить совесть, - его герои слишком солипсичны и холодная софистика дается им легко. Но в отличии от них, Парфюмер не рефлексирует - его мышление поставлено на службе доминантной функции обоняния.

Кто он этот Парфюмер. Сам по себе никто. У него отсутствует собственный запах – один из базовых кодов для определения живых существ друг другом как таковых. Он просто зеркало, отражающее искусственный образ, сотканный из запахов. Он ни кто - зеркало не может отражать зеркало если в нем не отражается что то иное - оно слепо, оно не есть.

Кульминация романа, когда Парфюмер на плахе торжествует над толпой, заставляя каждого видеть в нем отражение себя- свой идеал свое вожделение… Той же ночью выйдя на самую злачную улицу города, Парфюмер в присутствии шайки отъявленных поддонков обливает себя ароматом, вызывающим невероятное вожделение. Они набрасываются на него и совершают акт каннибализма. Что походит на гротескное преломление тайного вечере «ешьте мою плоть, пейте мою кровь». После, подонки улыбаются.

От чувства гордости, что и они могут любить, - контаминация с христианством «религией любви».

© Данный материал является лицензионным контентом защищённым авторским правом.

Комментарии:
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.

Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться и войти на сайт