• Автор: ~Creiven
  • Дата: 03.10.2008 года
  • Категория: Статьи
  • Ключевые слова: вне жанра

  • Просмотров: 1537
  • Комментариев: 0

Человек-зеркало. Парфюмер Патрика Зюскинда

Это не запоздалая рецензия на Парфюмера Зюскинда. Это статья, посвящённая в большей мере традиции Маркиза де Сада, которую в литературе продолжает Зюскинд.

Зюскинд продолжает традицию де Сада, который считал мораль враньём. В сознании Парфюмера отсутствует этический дуализм добра и зла. Все его ментальные функции подчинены одной цели — поиску и созданию новых ароматов. Убитые им девушки не более чем ингредиенты для его опытов. Всё, что его интересует, — «сенсация» в буквальном значении этого слова. Запах не может быть моральным или аморальным — он просто есть. Именно в этом внеморальном измерении существует Парфюмер.

Здесь можно вспомнить Набокова. Его герой из романа «Отчаяние», совершивший убийство ради искусства, будто нечаянно оговаривается — «...Не смотря на карикатурное сходство с Раскольниковым…», — тем самым контаминируя героя, совершившего убийство из этических побуждений с убийцей, который жертвует этическим в пользу эстетической оправданности преступлений.

Герои Набокова привносят доводы вовсе не для того, чтоб заговорить совесть, — его герои слишком солипсичны и холодная софистика даётся им легко. Но в отличии от них Парфюмер не рефлексирует — его мышление поставлено на службе доминантной функции обоняния.

Кто он, этот Парфюмер? Сам по себе никто. У него отсутствует собственный запах — один из базовых кодов для определения живых существ друг другом как таковых. Он просто зеркало, отражающее искусственный образ, сотканный из запахов. Он никто — зеркало не может отражать зеркало, если в нём не отражается что-то иное — оно слепо, оно не есть.

Кульминация романа, когда Парфюмер на плахе торжествует над толпой, заставляя каждого видеть в нём отражение себя — свой идеал, своё вожделение… Той же ночью, выйдя на самую злачную улицу города, Парфюмер, в присутствии шайки отъявленных подонков, обливает себя ароматом, вызывающим невероятное вожделение. Они набрасываются на него и совершают акт каннибализма, что походит на гротескное преломление тайного вечеря: «ешьте мою плоть, пейте мою кровь». После, подонки улыбаются.

От чувства гордости, что и они могут любить, — контаминация с христианской «религией любви».


Материал «Человек-зеркало. Парфюмер Патрика Зюскинда» опубликован на сайте antidotportal.ru 03.10.2008 года пользователем ~Creiven на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная. Все изображения, использованные при оформлении материала, принадлежат их авторам


Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.